РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
(13)
C1
(51) МПК
(52) СПК
  • C04B 26/26 (2021.05)
  • E01C 7/22 (2021.05)
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: действует (последнее изменение статуса: 26.01.2024)
Пошлина: учтена за 4 год с 30.12.2023 по 29.12.2024. Установленный срок для уплаты пошлины за 5 год: с 30.12.2023 по 29.12.2024. При уплате пошлины за 5 год в дополнительный 6-месячный срок с 30.12.2024 по 29.06.2025 размер пошлины увеличивается на 50%.

(21)(22) Заявка: 2020144072, 29.12.2020

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
29.12.2020

Дата регистрации:
13.09.2021

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 29.12.2020

(45) Опубликовано: 13.09.2021 Бюл. № 26

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2697468 C1, 14.08.2019. RU 26132211 C1, 15.03.2017. RU 2461523 C1, 20.09.2012. RU 2648895 C1, 28.03.2018. WO 2012/175586 A1, 27.12.2012. US 4322250 A1, 30.03.1982.

Адрес для переписки:
614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, 29, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, отдел инноваций

(72) Автор(ы):
Власов Антон Сергеевич (RU),
Пугин Константин Георгиевич (RU),
Рудакова Лариса Васильевна (RU),
Глушанкова Ирина Самуиловна (RU),
Тюрюханов Кирилл Юрьевич (RU),
Агапитов Денис Андреевич (RU),
Сурков Александр Анатольевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет" (RU)

(54) АСФАЛЬТОБЕТОН

(57) Реферат:

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, в частности к горячим мелкозернистым асфальтобетонным смесям, и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве для устройства покрытий автомобильных дорог IV, V категорий, промышленных предприятий, внутрипромысловых и временных автомобильных дорог. Технический результат – расширение арсенала средств с одновременным снижением негативного воздействия на окружающую среду техногенного отхода - бурового шлама и снижением стоимости асфальтобетона. Асфальтобетон содержит, мас.%: природный песок 11-14, щебень 45-48, песок из отсевов дробления 35-39, в качестве минерального порошка буровой шлам 4-8, битум 5-5,3 сверх 100 мас.% минеральной части. 1 табл.


Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, в частности к горячим мелкозернистым асфальтобетонным смесям, и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве для устройства покрытий автомобильных дорог IV, V категорий, дорог промышленных предприятий, внутрипромысловых и временных автомобильных дорог.

Известен композиционный строительный материал (Авторское свидетельство RU № 2629634, опубл. 2013). Композиционный строительный материал содержит буровой шлам плотностью от 1,3 до 1,8 кг/дм3, цемент в качестве основного вяжущего в количестве 4-12% от массы смеси, осушитель и минеральный наполнитель. В качестве осушителя используется строительный гипс в количестве 2-4% от массы смеси, а в качестве минерального наполнителя - песок природный в количестве 40-70% от массы смеси. Данный материал имеет повышенное значение прочности, также при получении материала дополнительно осуществляется утилизация отходов бурения - бурового шлама.

Недостатком данного композиционного материала является то, что его использование ограничено зонами промышленного производства, и чаще всего, осуществляется на нефтедобывающих промыслах.

Известна асфальтобетонная смесь (авторское свидетельство SU № 1248986, МПК С04В 26/26, С04В 18/12, опубл. 07.08.1986), включающая, мас. %: битум 6,3-8,3; активированный жирными кислотами минеральный порошок 2,0-16,0; минеральный наполнитель (песок) - остальное; причем указанная асфальтобетонная смесь в качестве активированного минерального порошка содержит 98,6-99,8 мас. % отходов хвостов флотации первой стадии мокрой магнитной сепарации руды с содержанием магнетита 2-6 мас. % и 0,2-1,4 мас. % активирующего материала в виде отходов производства себациновой кислоты. Асфальтобетон, изготовленный на основе такой асфальтобетонной смеси, имеет повышенные коэффициенты трещиностойкости и водостойкости (0,91-1,00), высокую прочность при сжатии.

Недостатком известной асфальтобетонной смеси является необходимость применения активирующего материала для минерального порошка, что ведет к удорожанию получаемых смесей.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является асфальтобетон типа Б марки I (патент RU № 2697468), содержащий щебень, песок из отсевов дробления, минеральный порошок, битум, отработанную формовочную смесь, используемую для получения литьевых форм при производстве стальных деталей при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Щебень фракции от 5 до 20 мм 46-50
Отработанная формовочная смесь 5-20
Песок из отсевов дробления 29-42
Минеральный порошок 3-5
Битум (сверх минеральной части) 5-5,3

Данный состав принят в качестве прототипа.

Признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками заявляемого изобретения, являются - щебень, песок из отсевов дробления и битум.

Недостатком известного асфальтобетона, взятого за прототип, является многокомпонентность состава, что ведет к удорожанию получаемых смесей.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является расширение арсенала средств дорожно-строительных материалов за счет получения асфальтобетона с буровым шламом, используемым в качестве минерального порошка, с соответствующими нормативным документам эксплуатационными характеристиками и физико-механическими свойствами: плотностью и прочностью материала, пористостью минерального состава, водостойкостью и водонасыщением.

Поставленная задача была решена за счет того, что известный асфальтобетон, содержащий щебень, песок из отсевов дробления, минеральный порошок и битум, согласно изобретению в качестве минерального порошка содержит отход нефтедобывающей промышленности - буровой шлам и дополнительно природный песок при следующем соотношении ингредиентов, мас. %:

Природный песок 11-14
Щебень 45-48
Песок из отсевов дробления 35-39
Буровой шлам 4-8
Битум (сверх 100% минеральной части) 5-5,3

Отличительными признаками предлагаемого изобретения от заявляемого по прототипу являются: использование природного песка вместо отработанной формовочной смеси, а также включение в асфальтобетонную смесь бурового шлама, используемого в качестве замены минерального порошка.

Отличительные признаки в совокупности с известными позволяют понизить стоимость асфальтобетона, обеспечив при этом соответствие асфальтобетона требованиям нормативных документов по эксплуатационным характеристикам и физико-механическим свойствам. Также будет расширен арсенал средств дорожно-строительных материалов и снижено негативное воздействие от бурового шлама на окружающую среду.

Для приготовления асфальтобетона используют следующий компонентный состав:

1. Природный песок, фракция от 0 до 5 мм в соответствии с ГОСТ 8735-2014 «Песок для строительных работ. Методы испытаний».

2. Щебень, фракция от 5 до 20 мм в соответствии с ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

3. Песок из отсевов дробления, фракция от 0 до 5 мм в соответствии с ГОСТ 8735-2014 «Песок для строительных работ. Методы испытаний».

4. Буровой шлам - техногенный материал нефтедобывающего производства, в высушенном виде представляет собой сыпучий мелкий песок темно-серого цвета, без образования конгломератов при длительном его хранении. Класс опасности - IV. Влажность исходного бурового шлама - 60-70%, плотность влажного БШ 1,7-2,1 т/м3. Модуль крупности высушенного бурового шлама Мк=0,057 по ГОСТ 8735-2014 «Песок для строительных работ». Методы испытаний».

5. Битум 90/130 (сверх 100% МЧ), в соответствии с ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные. Технические условия». Глубина проникания иглы 0,1 мм при 25°С - 90.

Для производства асфальтобетонной смеси не требуется изменять технологию его приготовления на асфальтобетонном предприятии. Асфальтобетон готовят следующим образом.

Предварительно высушенный буровой шлам для распределения в составе асфальтобетонной смеси тщательно перемешивают с минеральными материалами - природным песком, щебнем, песком из отсевов дробления, после чего смесь нагревают до температуры 165-175°С. После нагрева до необходимой температуры в смесь вводят битум и перемешивают полученную смесь в течение 3 минут в мешалке принудительного типа при температуре 150°С.

Способ введения бурового шлама в асфальтобетонную смесь посредством предварительного смешивания вместе с минеральными материалами исходной асфальтобетонной смеси не требует изменения технологических параметров приготовления асфальтобетонной смеси - температуры приготовления, времени перемешивания и т.п., что является большим преимуществом.

По описанному способу в лабораторных условиях были приготовлены несколько составов асфальтобетонной смеси. Из приготовленной смеси на прессе под давлением были сформованы асфальтобетонные образцы.

Технический результат подтвержден испытаниями на соответствие требованиям ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия», для проведения которых были использованы асфальтобетонные смеси при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Смесь 1 - природный песок 12, щебень 46, отсев дробления 38, буровой шлам 4, битум 90/130 (сверх 100% минеральной части) 5,3;

Смесь 2 - природный песок 12, щебень 46, отсев дробления 34, буровой шлам 8, битум 90/130 (сверх 100% минеральной части) 5,3;

Смесь 3 - природный песок 12, щебень 46, отсев дробления 30, буровой шлам 12, битум 90/130 (сверх 100% минеральной части) 5,3.

Дополнительно была приготовлена асфальтобетонная смесь (исходная), содержащая традиционный минеральный порошок для сравнения результатов физико-механических показателей при следующем соотношении компонентов, мас. %: природный песок 12, щебень 46, отсев дробления 38, минеральный порошок 4, битум 90/130 (сверх 100% минеральной части) 5,3.

Составы смесей и результаты их испытаний приведены в таблице:

Таким образом, создана горячая мелкозернистая асфальтобетонная смесь типа Б II марки с добавлением недефицитного техногенного отхода - бурового шлама, используемого в качестве минерального порошка, обладающая требуемыми прочностными характеристиками, что позволило расширить номенклатуру материалов используемых в дорожно-строительной отрасли, понизить стоимость асфальтобетона, а также снизить негативное воздействие на окружающую среду от размещения отхода нефтедобывающей промышленности - бурового шлама.

Формула изобретения

Асфальтобетон, содержащий щебень, песок из отсевов дробления, минеральный порошок и битум, отличающийся тем, что он в качестве минерального порошка содержит отход нефтедобывающей промышленности - буровой шлам и дополнительно природный песок при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:

Природный песок 11-14
Щебень 45-48
Песок из отсевов дробления 35-39
Буровой шлам 4-8
Битум (сверх 100% минеральной части) 5-5,3