РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
(13)
U1
(51) МПК
(52) СПК
  • B66C 11/00 (2023.05)
  • B66C 11/18 (2023.05)
(12) ОПИСАНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ К ПАТЕНТУ
Статус: может прекратить свое действие (последнее изменение статуса: 03.10.2023)
Пошлина: Подлежит уплате 1 год действия патента в срок с 02.08.2023 по 02.10.2024 по п. 9 Положения о пошлинах

(21)(22) Заявка: 2023115549, 14.06.2023

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
14.06.2023

Дата регистрации:
12.09.2023

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 14.06.2023

(45) Опубликовано: 12.09.2023 Бюл. № 26

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2336219 C1, 20.10.2008. SU 543608 A1, 25.01.1977. SU 1766826 A1, 07.10.1992. RU 2492134 C1, 10.09.2013. US 4061311 A, 06.12.1977. CN 207276057 U, 27.04.2018.

Адрес для переписки:
640020, г. Курган, ул. Советская, 63, стр. 4, ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет", Дубив Надежда Викторовна

(72) Автор(ы):
Романюк Николай Николаевич (BY),
Агейчик Валерий Александрович (BY),
Гошко Иван Александрович (BY),
Войнаш Сергей Александрович (RU),
Соколова Виктория Александровна (RU),
Загидуллин Рамиль Равильевич (RU),
Сабитов Линар Салихзанович (RU),
Лопарев Дмитрий Владимирович (RU),
Лопарева Светлана Геннадьевна (RU),
Щербаков Александр Павлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курганский государственный университет" (RU)

(54) Тележка крана мостового типа

(57) Реферат:

Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к грузовым тележкам грузоподъемных кранов мостового типа, предназначенных для подъема и перемещения грузов. Предлагаемая тележка крана мостового типа состоит из рамы 1, опирающейся на ходовые колеса 2. На раме установлен привод 3, грузовой барабан 4 и направляющие блоки 5, присоединенные с возможностью вращения с помощью кронштейнов 6 к верхней части наружной поверхности корпуса 7, огибающего грузовой барабан 4, симметрично проходящей через ось вращения грузового барабана 4 вертикальной плоскости. Канат 9 прикреплен к подвеске 8, огибает направляющие блоки 5 и блоки 10 подвески 8, на которой установлен крюк 11, и закреплен с наличием 2-3 неприкосновенных витков на грузовом барабане 4. Плоскости, соединяющие параллельные друг другу оси вращения направляющих блоков 5 на кронштейнах 6 с осью вращения грузового барабана 4, наклонены к горизонтальной плоскости под углом 30 градусов, а высота кронштейнов 6 и диаметр направляющих блоков 5 приняты с таким расчетом, что находящаяся между ними часть каната 9 расположена над огибающим грузовой барабан 4 корпусом 7 с зазором 10 мм. Задача полезной модели - упрощение конструкции тележки крана мостового типа, снижение стоимости, металлоемкости, повышение долговечности, надежности и уменьшение энергозатрат в процессе ее эксплуатации. 1 ил.


Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к грузовым тележкам грузоподъемных кранов мостового типа, предназначенных для подъема и перемещения грузов.

Известна тележка крана мостового типа, содержащая раму с ходовыми колесами, несущий барабан, привод механизма и направляющее устройство для каната (см. а.с. №297567, В66С 11/02, опубл. 11.03.1971. Бюл. №10).

Недостатками тележки крана мостового типа являются большой вес и габариты, кроме того, конструкция тележки не позволяет приблизить ось приложения веса поднимаемого груза к центру тяжести механизмов тележки и тем самым равномерно распределить давление на ходовые колеса тележки, а также обеспечить необходимую высоту подъема груза.

Известна тележка крана мостового типа, содержащая раму с ходовыми колесами, несущую грузовой барабан, привод механизма подъема и направляющее устройство для каната, выполненное в виде дугообразного корпуса, огибающего грузовой барабан, закрепленного на раме тележки и снабженного роликами (см. а.с. №543608, В66С 11/00, опубл. 25.01.77. Бюл. №3).

Недостатками конструкции являются недолговечность и ненадежность в эксплуатации.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемой конструкции является тележка крана мостового типа (см. патент РФ №2336219, МПК B66C 11/00. Опубл. 20.10.2008. Бюл. №29), содержащая раму с ходовыми колесами, несущую грузовой барабан, привод механизма подъема и направляющее устройство для каната, выполненное в виде дугообразного корпуса, снабженного роликами, огибающего грузовой барабан и закрепленного на раме тележки, при этом ролики дугообразного корпуса выполнены сборными и смонтированы из втулки с углублением для каната и двух направляющих конусов, закрепленных на втулке стопорными кольцами.

Недостатками этого устройства являются сложность конструкции, недолговечность и ненадежность, большая металлоемкость, а также высокие энергозатраты при ее эксплуатации. Так, при коэффициенте полезного действия одного подшипника скольжения, равном 0,96, (см. Андриенко Л.А. и др. Детали машин. - М.: Изд-во МГТУ им. И.Э. Баумана, 2002, С. 488) у расположенных друг за другом в представленной схеме прототипа 13 подшипников скольжения их общий к.п.д. составит 0,59.

Задачей, которую решает полезная модель, является упрощение конструкции тележки крана мостового типа, снижение стоимости, металлоемкости, повышение долговечности, надежности и уменьшение энергозатрат в процессе ее эксплуатации.

Поставленная задача решается с помощью тележки крана мостового типа, содержащей раму с ходовыми колесами, несущую грузовой барабан, огибающий его корпус, привод механизма подъема и направляющее устройство для каната, где направляющее устройство для каната выполнено в виде направляющих блоков, присоединенных с возможностью вращения с помощью кронштейнов к верхней части наружной поверхности корпуса, огибающего грузовой барабан, симметрично проходящей через ось вращения грузового барабана вертикальной плоскости, при этом плоскости, соединяющие параллельные друг другу оси вращения направляющих блоков на кронштейнах с осью вращения грузового барабана, наклонены к горизонтальной плоскости под углом 30 градусов, а высота кронштейнов и диаметр направляющих блоков приняты с таким расчетом, что находящаяся между ними часть каната расположена над огибающим грузовой барабан корпусом с зазором 10 мм.

Полезная модель поясняется чертежом, где на фиг.1 показан общий вид предлагаемой тележки крана мостового типа.

Предлагаемая тележка крана мостового типа состоит из рамы 1, опирающейся на ходовые колеса 2. На раме установлен привод 3, грузовой барабан 4 и направляющие блоки 5, присоединенные с возможностью вращения с помощью кронштейнов 6 к верхней части наружной поверхности корпуса 7, огибающего грузовой барабан 4, симметрично проходящей через ось вращения грузового барабана 4 вертикальной плоскости. Канат 9 прикреплен к подвеске 8, огибает направляющие блоки 5 и блоки 10 подвески 8, на которой установлен крюк 11, и закреплен с наличием 2-3 неприкосновенных витков на грузовом барабане 4. Плоскости, соединяющие параллельные друг другу оси вращения направляющих блоков 5 на кронштейнах 6 с осью вращения грузового барабана 4, наклонены к горизонтальной плоскости под углом 30 градусов, а высота кронштейнов 6 и диаметр направляющих блоков 5 приняты с таким расчетом, что находящаяся между ними часть каната 9 расположена над огибающим грузовой барабан 4 корпусом 7 с зазором 10 мм.

Тележка крана мостового типа работает следующим образом.

При подъеме груза канат 9, последовательно перекатываясь по направляющим блокам 5 и блокам 10 подвески 8, навивается на грузовой барабан 4. При этом достигается максимально возможная по отношению к тележке высота подъема груза, т.к. расположенные над грузовым барабаном 4 направляющие блоки 5 одновременно выполняют функции блоков полиспаста с неподвижными осями, которые в классической схеме крана (см. Красников В.В. Подъемно-транспортные машины. - М.: Колос, 1981, рис. 19 г, С. 35) расположены под грузовым барабаном и ограничивают своим присутствием там высоту подъема груза, а общий к.п.д. двух направляющих блоков 5 будет равен 0,92, что по сравнению с прототипом даст значительную экономию энергозатрат.

Использование данной конструкции роликов в тележке крана мостового типа также вследствие существенного снижения числа узлов и деталей позволяет:

- существенно снизить металлоемкость, сложность и стоимость конструкции;

- повысить ее надежность;

- увеличить долговечность в эксплуатации;

- равномерно распределить нагрузку на ходовые колеса тележки.

Формула полезной модели

Тележка крана мостового типа, содержащая раму с ходовыми колесами, несущую грузовой барабан, огибающий его корпус, привод механизма подъема и направляющее устройство для каната, отличающаяся тем, что направляющее устройство для каната выполнено в виде направляющих блоков, присоединенных с возможностью вращения с помощью кронштейнов к верхней части наружной поверхности корпуса, огибающего грузовой барабан, симметрично проходящей через ось вращения грузового барабана вертикальной плоскости, при этом плоскости, соединяющие параллельные друг другу оси вращения направляющих блоков на кронштейнах с осью вращения грузового барабана, наклонены к горизонтальной плоскости под углом 30 градусов, а высота кронштейнов и диаметр направляющих блоков приняты с таким расчетом, что находящаяся между ними часть каната расположена над огибающим грузовой барабан корпусом с зазором 10 мм.