РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
(13)
U1
(51) МПК
(52) СПК
  • B65G 65/02 (2023.05)
(12) ОПИСАНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ К ПАТЕНТУ
Статус: может прекратить свое действие (последнее изменение статуса: 20.09.2023)
Пошлина: Подлежит уплате 1 год действия патента в срок с 19.07.2023 по 19.09.2024 по п. 9 Положения о пошлинах

(21)(22) Заявка: 2023115516, 14.06.2023

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
14.06.2023

Дата регистрации:
05.09.2023

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 14.06.2023

(45) Опубликовано: 05.09.2023 Бюл. № 25

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2286299 C2, 27.10.2006. SU 906834 A1, 23.02.1982. SU 305853 A1, 23.10.1972. SU 906874 A1, 23.02.1982. DE 839024 C, 15.05.1952.

Адрес для переписки:
640020, г. Курган, ул. Советская, 63, стр. 4, ФГБОУ ВО Курганский ГУ, Дубив Надежда Викторовна

(72) Автор(ы):
Романюк Николай Николаевич (BY),
Агейчик Валерий Александрович (BY),
Гошко Иван Александрович (BY),
Войнаш Сергей Александрович (RU),
Соколова Виктория Александровна (RU),
Ореховская Александра Александровна (RU),
Лопарева Светлана Геннадьевна (RU),
Лопарев Дмитрий Владимирович (RU),
Супьева Анастасия Дмитриевна (RU),
Мирзоева Марьям Руслановна (RU),
Нуретдинов Дамир Имамутдинович (RU),
Щербаков Александр Павлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курганский государственный университет" (RU)

(54) Ковшовый элеватор

(57) Реферат:

Полезная модель относится к промышленному транспорту, а именно к ковшовому элеватору. Ковшовый элеватор содержит вертикальный бесконечный тяговый орган 1 в виде цепи с присоединенными к ней с возможностью вращения вместе с ними относительно продольной вертикальной плоскости симметрии к тяговому рабочему органу 1 ковшами 2 посредством закрепленных к их днищам в задней части консольно с вылетом за габариты боковых бортов, опирающиеся на цепи, перпендикулярные бортам, лежащие на одной прямой полуоси и надетые на них прикрепленные с помощью зажимов к днищу ковшей и звеньям цепи пружины кручения - с правой навивкой слева по ходу движения цепи и с левой навивкой справа по ходу движения цепи. Полезная модель должна повысить надежность и долговечность, снизить энергозатраты при эксплуатации устройства. 3 ил.


Полезная модель относится к промышленному транспорту, а именно к ковшовому элеватору.

Известен ковшовый элеватор, содержащий верхний приводной и нижний натяжной барабаны, расположенные соответственно в верхней и нижней частях кожуха, гибкий тяговый орган, патрубки для загрузки и выгрузки – аналог [1].

Недостатком этого устройства является большой процент обратной сыпи зерна, что ведет к снижению производительности.

Известен ковшовый элеватор [2], выбранный в качестве прототипа, включающий верхний приводной и нижний натяжной барабаны, расположенные соответственно в верхней и нижней частях кожуха, гибкий тяговый орган, патрубки для загрузки и выгрузки, при этом ковш соединен с гибким тяговым органом посредством плоской пружины, а на верхнем барабане установлены кулачки с шагом, равным шагу ковшей.

Недостатком этого устройства является снижающие его надежность и долговечность, большие динамические нагрузки, а также существенные дополнительные энергозатраты из-за роста тягового усилия на перемещение гибкого тягового органа, возникающие в результате эксплуатации такого устройства.

Задача, которую решает полезная модель, заключается в повышении надежности и долговечности, снижении энергозатрат, возникающих в результате эксплуатации устройства.

Поставленная задача решается с помощью ковшового элеватора, включающего верхний приводной и нижний натяжной барабаны, расположенные соответственно в верхней и нижней частях кожуха, гибкий тяговый орган в виде цепи, патрубки для загрузки и выгрузки, при этом ковш соединен с гибким тяговым органом в виде цепей посредством пружины, а на верхнем барабане установлены кулачки с шагом, равным шагу ковшей, где ковши содержат в задней части с возможностью совместного вращения вместе с ними относительно продольной вертикальной плоскости симметрии элеватора, закрепленные к их днищам консольно с вылетом за габариты боковых бортов, опирающиеся на цепи перпендикулярные бортам, лежащие на одной прямой полуоси и надетые на них, прикрепленные к днищу ковшей и звеньям цепи пружины кручения с правой навивкой слева по ходу движения цепи и с левой навивкой справа по ходу движения цепи.

Полезная модель поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен ковшовый элеватор, общий вид; на фиг.2 – соединение ковша с гибким тяговым органом посредством пружин кручения; на фиг. 3 – вид А на фиг.2.

Ковшовый элеватор содержит вертикальный бесконечный тяговый орган 1 в виде цепи с присоединенными к ней с возможностью вращения вместе с ними относительно продольной вертикальной плоскости симметрии к тяговому рабочему органу 1 ковшами 2 посредством закрепленных к их днищам в задней части консольно с вылетом за габариты боковых бортов опирающиеся на цепи перпендикулярные бортам лежащие на одной прямой полуоси и надетые на них прикрепленные с помощью зажимов 13 к днищу ковшей и звеньям цепи пружины кручения 11 - с правой навивкой слева по ходу движения цепи, 12 - с левой навивкой справа по ходу движения цепи. Верхний приводной 4 и нижний натяжной 5 барабаны, огибаемые тяговым органом 1, расположены в кожухе, состоящем из головки 6 с патрубком 7 для выгрузки. Нижний натяжной барабан 5 установлен в башмаке 8. Между головкой 6 и башмаком 8 расположены промежуточные секции 9. На верхнем приводном барабане 4 установлены кулачки 10 с шагом, равным шагу ковшей. По бокам передней части ковшей 2 закреплены упоры 14, которыми они опираются на цепь.

Ковшовый элеватор работает следующим образом.

При подходе к верхнему барабану 4 ковши 2 за счет взаимодействия с кулачками 10 отклоняются на небольшой угол, поворачиваясь вместе с осями 3 и, скручивая пружины 11 и 12, выходят своей режущей передней кромкой на больший радиус, что обеспечивает лучшую выгрузку ковшей 3. В таком положении ковш 2 удерживается пружинами 11 и 12, которые также возвращают ковш 2 в первоначальное положение до соприкосновения упоров 14 с цепью, после того как он пройдет барабан 4.

Поскольку в процессе работы ковши отклоняются от первоначального положения значительно меньше, чем у прототипа с достижением практически того же практического результата, то и динамические нагрузки, и дополнительные энергетические затраты будут при этом меньше.

Источники информации:

1. Авторское свидетельство СССР №1237582. Кл. В 65 G 17/36. Опубл. 15.06.1986. Бюл. №22.

2. Патент РФ №2286299. МПК B65G 17/36. Опубл. 27.10.2006. Бюл. №30.

Формула полезной модели

Ковшовый элеватор, включающий верхний приводной и нижний натяжной барабаны, расположенные соответственно в верхней и нижней частях кожуха, гибкий тяговый орган в виде цепи, патрубки для загрузки и выгрузки, при этом ковш соединен с гибким тяговым органом в виде цепей посредством пружины, а на верхнем барабане установлены кулачки с шагом, равным шагу ковшей, отличающийся тем, что ковши содержат в задней части с возможностью совместного вращения вместе с ними относительно продольной вертикальной плоскости симметрии элеватора закрепленные к их днищам консольно с вылетом за габариты боковых бортов, опирающиеся на цепи, перпендикулярные бортам, лежащие на одной прямой полуоси и надетые на них, прикрепленные к днищу ковшей и звеньям цепи пружины кручения с правой навивкой слева по ходу движения цепи и с левой навивкой справа по ходу движения цепи.