РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
(13)
U1
(51) МПК
(12) ОПИСАНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ К ПАТЕНТУ
Статус:
Пошлина:
действует (последнее изменение статуса: 26.02.2021)
учтена за 8 год с 23.09.2021 по 22.09.2022

(21)(22) Заявка: 2014138239/11, 22.09.2014

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
22.09.2014

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 22.09.2014

(45) Опубликовано: 27.03.2015 Бюл. № 9

Адрес для переписки:
614014, г. Пермь, ул. 1905 года, 35, ПАО "Мотовилихинские заводы", ЗАО "СКБ", патентно-лицензионное бюро

(72) Автор(ы):
Чупин Илья Александрович (RU),
Юрченко Никита Александрович (RU),
Ушаков Олег Валерьевич (RU),
Гоголев Александр Сергеевич (RU),
Чаплыгин Геннадий Владимирович (RU),
Ковалев Павел Анатольевич (RU),
Казаков Сергей Николаевич (RU),
Стешов Вадим Валерьевич (RU),
Беляков Михаил Николаевич (RU),
Коротков Сергей Владимирович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт "Буревестник" (RU),
Публичное акционерное общество специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" (RU)

(54) СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВОМ, РАСПОЛОЖЕННЫМ НА ТРАНСПОРТНОМ ШАССИ

(57) Реферат:

1. Система энергоснабжения и управления техническим средством, расположенным на транспортном шасси, содержащая генератор и компрессор, входные валы которых имеют узлы соединения с валом отбора мощности от двигателя шасси, аккумулятор, комплект бортового оборудования, фильтр очистки воздуха, отличающаяся тем, что она выполнена в виде отдельного блока, имеющего узлы установки на транспортном шасси.

2. Система энергоснабжения и управления техническим средством по п.1, отличающаяся тем, что узел соединения входного вала компрессора с валом отбора мощности от двигателя шасси выполнен в виде электромагнитной муфты.

3. Система энергоснабжения и управления техническим средством по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена узлом осушения воздуха и радиатором его охлаждения.

4. Система энергоснабжения и управления техническим средством по п.3, отличающаяся тем, что радиатор выполнен масловоздушным, а компрессор имеет масляный контур, соединенный с масляным контуром радиатора.

5. Система энергоснабжения и управления техническим средством по п.3, отличающаяся тем, что канал входа воздуха компрессора имеет возможность соединения с полостью блока, а канал выхода через радиатор - с пневмооборудованием технического средства.


Полезная модель относится к оборудованию транспортных средств и может быть использована для размещения элементов электрических и пневматических цепей технических средств на транспортных шасси.

Известны: модуль подвагонный с электрооборудованием (патент RU 2097227, МПК B60K 16/04, опубл. 1997 г.), модульное подвагонное оборудование (патент RU 4509 U1, МПК B60R 16/04, опубл. 1997 г.), содержащие ящик, разделенный на секции, в которых размещено электрооборудование и теплоотводящий радиатор.

Недостатком таких устройств являются ограниченные возможности, так как они обеспечивают только электроснабжение оборудования.

Наиболее близкой к заявляемой системе и принятой в качестве прототипа является система энергоснабжения и управления 120-мм автоматизированным самоходным артиллерийским орудием 2С34-1 (Альбом рисунков 2С34-1 00.000РЭ, инв. 6967, ОАО “Мотовилихинские заводы” г. Пермь, 2011 г.), содержащая генератор и компрессор, входные валы которых имеют узлы соединения с валом отбора мощности от двигателя шасси, аккумулятор, комплект бортового оборудования, фильтр очистки воздуха, установленные в боевом отделении самоходной артиллерийской установки.

Такая система обеспечивает не только электроснабжение технического средства (артиллерийского орудия), но и подачу сжатого воздуха для работы пневматических узлов, а также подачу сигналов управления техническим средством (управление наводкой ствола, пуском снарядов).

Однако монтаж и обслуживание при эксплуатации такой системы затруднены, так как элементы системы выполнены в виде разрозненных блоков, установленных в боевом отделении самоходной артиллерийской установки.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение удобства монтажа и обслуживания при эксплуатации.

Поставленная задача решается усовершенствованием системы энергоснабжения и управления техническим средством, расположенным на транспортном шасси, содержащей генератор и компрессор, входные валы которых имеют узлы соединения с валом отбора мощности от двигателя шасси, аккумулятор, комплект бортового оборудования, фильтр очистки воздуха.

Это усовершенствование заключается в том, что система энергоснабжения и управления техническим средством выполнена в виде отдельного блока, имеющего узлы установки на транспортном шасси, что упрощает монтаж системы на транспортном шасси и обеспечивает возможность свободного доступа к ее элементам для обслуживания при эксплуатации.

Кроме того, узел соединения входного вала компрессора с валом отбора мощности от двигателя шасси может быть выполнен в виде электромагнитной муфты, что позволяет управлять включением и выключением компрессора.

Кроме того, система энергоснабжения и управления техническим средством может быть снабжена узлом осушения воздуха и радиатором его охлаждения, что позволяет обеспечить подачу воздуха с требуемыми параметрами (температурой, влажностью).

Кроме того, радиатор может быть выполнен масловоздушным, а компрессор иметь масляный контур, соединенный с масляным контуром радиатора, что обеспечивает надежную работу компрессора за счет предотвращения его перегрева.

Кроме того, канал входа воздуха компрессора может иметь возможность соединения с полостью блока, а канал выхода через радиатор - с пневмооборудованием технического средства, что обеспечивает принудительную вентиляцию и охлаждение блока и всех узлов системы энергоснабжения и управления техническим средством.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых на фиг. 1 изображена заявляемая система энергоснабжения и управления техническим средством, например самоходной артиллерийской установкой, на фиг. 2 - то же со снятыми люками, на фиг. 3 - вид А, на фиг. 4 - пневмогидравлическая схема системы энергоснабжения и управления техническим средством.

Система энергоснабжения и управления техническим средством, расположенным на транспортном шасси, содержит генератор 1 и компрессор 2, входные валы 3 и 4 которых имеют узлы 5 и 6 соединения с валом (не показан) отбора мощности от двигателя шасси, аккумулятор 7, комплект бортового оборудования 8, фильтр 9 очистки воздуха. Система выполнена в виде отдельного блока 10, имеющего узлы 11 установки на транспортном шасси. В приведенном варианте узел 6 соединения входного вала 4 компрессора 2 с валом отбора мощности от двигателя шасси выполнен в виде электромагнитной муфты. Система энергоснабжения и управления техническим средством снабжена узлом 12 осушения воздуха и радиатором 13 его охлаждения. Радиатор 13 выполнен масловоздушным, а компрессор 2 имеет масляный контур, соединенный каналом 14 с масляным контуром радиатора 13. Канал 15 входа воздуха компрессора 2 имеет возможность соединения с полостью 16 блока 10, а канал 17 выхода через радиатор 13 имеет возможность соединения с пневмооборудованием технического средства. Позицией 18 обозначены люки, через которые обеспечивается доступ к узлам системы.

Система энергоснабжения и управления техническим средством, расположенным на транспортном шасси работает следующим образом.

Всю систему - блок 10 монтируют на транспортном шасси с помощью узлов установки 11. Доступ к узлам системы для их обслуживания при эксплуатации обеспечивается через соответствующие люки 18.

Снабжение сжатым воздухом.

При включении электромагнитной муфты 6 вращающий момент от вала отбора мощности транспортного средства передается на входной вал 4 компрессора 2. Воздух из окружающей атмосферы, проходя через фильтр 9, попадает в полость 16 блока 10, из которой по каналу 15 попадает в компрессор 2. Из компрессора 2 сжатый воздух подается на масловоздушный радиатор 13, где охлаждается. Охлажденный воздух проходит узел 12 осушения и подается в пневматическую систему технического средства (например, в систему заряжания артиллерийской установки). В радиаторе 13 охлаждается и масло, применяемое для смазки механизмов компрессора 2, циркулируя от компрессора 2 к радиатору 13 и обратно.

Снабжение электроэнергией.

От вала отбора мощности транспортного средства крутящий момент передается на входной вал 3 генератора 1, вырабатывающего электроэнергию для питания комплекта бортового оборудования 8, компрессора 2, зарядки аккумулятора 7 и питания рабочих органов технического средства. Аккумулятор 7 обеспечивает резервное снабжение электроэнергией узлов системы энергоснабжения (компрессора, комплекта бортового оборудования) и технического средства.

Управляющие сигналы от комплекта бортового оборудования 8 передаются на узлы технического средства (систему наведения, вывешивания, пуска).

Таким образом, использование предлагаемой полезной модели обеспечивающей снабжение технического средства сжатым воздухом, электроэнергией и управляющими сигналами, позволяет упростить монтаж системы на транспортном шасси и обеспечить возможность свободного доступа к ее элементам для обслуживания при эксплуатации.

Формула полезной модели

1. Система энергоснабжения и управления техническим средством, расположенным на транспортном шасси, содержащая генератор и компрессор, входные валы которых имеют узлы соединения с валом отбора мощности от двигателя шасси, аккумулятор, комплект бортового оборудования, фильтр очистки воздуха, отличающаяся тем, что она выполнена в виде отдельного блока, имеющего узлы установки на транспортном шасси.

2. Система энергоснабжения и управления техническим средством по п.1, отличающаяся тем, что узел соединения входного вала компрессора с валом отбора мощности от двигателя шасси выполнен в виде электромагнитной муфты.

3. Система энергоснабжения и управления техническим средством по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена узлом осушения воздуха и радиатором его охлаждения.

4. Система энергоснабжения и управления техническим средством по п.3, отличающаяся тем, что радиатор выполнен масловоздушным, а компрессор имеет масляный контур, соединенный с масляным контуром радиатора.

5. Система энергоснабжения и управления техническим средством по п.3, отличающаяся тем, что канал входа воздуха компрессора имеет возможность соединения с полостью блока, а канал выхода через радиатор - с пневмооборудованием технического средства.

ИЗВЕЩЕНИЯ

PD1K Изменение наименования, фамилии, имени, отчества патентообладателя

(73) Патентообладатель(и):
Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации (RU)

Дата внесения записи в Государственный реестр: 17.07.2015

Дата публикации: 10.08.2015


Дата прекращения действия патента: 23.09.2019

Дата внесения записи в Государственный реестр: 17.08.2020

Дата публикации и номер бюллетеня: 17.08.2020 Бюл. №23


Дата, с которой действие патента восстановлено: 09.02.2021

Дата внесения записи в Государственный реестр: 09.02.2021

Дата публикации и номер бюллетеня: 09.02.2021 Бюл. №4