РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19)
RU
(11)
(13)
C1
(51) МПК
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: не действует (последнее изменение статуса: 02.07.2021)
Пошлина: Патент перешел в общественное достояние.

(21)(22) Заявка: 92 5062992, 18.09.1992

(30) Конвенционный приоритет:;
18.09.1992 RU 92 5062992

(72) Автор(ы):
ШАЛАЕВ ВЯЧЕСЛАВ СТЕПАНОВИЧ,
АРТЕМЬЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ,
БЕЛОВ ГЕННАДИЙ ПЕТРОВИЧ,
КУЗЕННЫЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ,
ОНОПРИЕНКО ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ,
ОСУХОВ ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ

(73) Патентообладатель(и):
АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "КРЫЛО"

(54) РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ

(57) Реферат:

Сущность изобретения: лопасти установлены на соосных валах и делят полость корпуса на камеры переменного объема. Механизм связи лопастей содержит рычаги, жестко связанные с валами, и планетарную зубчатую передачу, состоящую из солнечной шестерни, жестоко связанной с корпусом, и сателлитной шестерни. Две сателлитные шестерни установлены на водиле, связанном с выходным валом двигателя и кривошипно-шатунным механизмом с рычагом. Соотношение чисел зубьев сателлитных и солнечной шестерен равно 1:2 n , где n-целое число. Длины рычагов связаны с радиусами кривошипов и углов раскрытия лопастей в соответствии с заданным соотношением. 4 ил.


Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для производства роторно-лопастных двигателей.

Известен роторно-лопастной двигатель, содержащий полый корпус, в котором на соосных валах расположены лопасти, делящие полость корпуса на камеры переменного объема и механизм связи лопастей (см. а.с.N 1318704).

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сути является роторно-лопастной двигатель, содержащий полый корпус, в котором на соосных валах расположены лопасти, делящие полость корпуса на камеры переменного объема и механизм связи лопастей, выполненный в виде механизма связи Кауэрца (см.Гуськов Г.Г. Необычные двигатели. М.: Знание, 1971, с.25).

Механизм Кауэрца состоит из рычагов, жестко связанных с валами лопастей, и планетарной зубчатой передачи, состоящей из солнечной шестерни, жестко связанной с корпусом двигателя, и сателлитной шестерни, установленной на одном из рычагов. Второй рычаг связан с помощью кривошипно-шатунного механизма с сателлитной шестерней. Соотношение числа зубьев сателлитной и солнечной шестерен равно 1:3.

Недостатками данного роторно-лопастного двигателя является то, что минимальный и максимальный объемы камер при работе образуется в трех точках относительно корпуса, то есть для реализации четырехкратного цикла двигателя требуется сложный механизм газораспределения. Так как один вал лопастей связан через рычаг с осью вращения сателлитной шестерни, возможность увеличения угла раскрытия лопастей при заданных размерах рычагов и кривошипно-шатунного механизма ограничена.

Цель достигается тем, что в известном роторно-лопастном двигателе, содержащем полый корпус, лопасти, установленные на соосных валах и делящие полость корпуса на камеры переменного объема, а также механизм связи лопастей, включающий рычаги, жестко связанные с валами лопастей, и планетарную зубчатую передачу, состоящую из солнечной шестерни, жестко связанной с корпусом, и сателлитных шестерен, по крайней мере две сателлитные шестерни установлены на водиле, связанном с выходным валом двигателя, и каждая сателлитная шестерня связана с помощью кривошипно-шатунного механизма с соответствующим рычагом, причем соотношение чисел зубьев сателлитных и солнечных шестерен равно 1:2n, где n - целое число. Длины рычагов связаны с радиусами кривошипов и углом раскрытия лопастей соотношением:
lp = Rк/sin α / 4 , а длины шатунов связаны с межосевым расстоянием между осью вращения водила и осями вращения сателлитных шестерен и углом раскрытия лопастей соотношением:
lш= , где lp - длина рычага;
α - угол раскрытия лопастей;
lш - длина шатуна;
Rк - радиус кривошипа;
l - межосевое расстояние между осью вращения водила и осями вращения сателлитных шестерен.

В отличие от прототипа, где один вал лопастей, связанный с осью вращения сателлитной шестерни, вращается равномерно, а второй, связанный с сателлитной шестерней через кривошипно-шатунный механизм, в процессе работы периодически догоняет или отстает от первого, в заявляемом двигателе оба вала периодически расходятся и сходятся, при этом угол раскрытия лопастей у заявляемого двигателя в два раза больше, чем у прототипа, при одинаковых размерах рычагов и звеньев кривошипно-шатунного механизма. Кроме того, поскольку соотношение числа зубьев сателлитной и солнечной шестерен равно 1: 2n, где n - целое число, количество точек относительно неподвижного корпуса, в которых камеры занимают максимальный и минимальный объем, кратно четырем и для реализации четырехкратного цикла не требуется сложный газораспределительный механизм. То есть четырехкратный цикл может быть организован соответствующим расположением впускных и выпускных окон. Приведенные соотношения размеров рычагов, шатунов, кривошипов, расстояний между осью вращения водила и между осями вращения сателлитных шестерен, а также угла раскрытия лопастей обеспечивает то, что длительность такта равна 180о поворота сателлитной шестерни вокруг собственной оси. Этим достигается то, что во всех камерах организуется равномерный периодический процесс сжатия и расширения.

На фиг. 1 изображен двигатель, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - расчетная схема для определения соотношения размеров звеньев механизма связи.

Роторно-лопастной двигатель состоит из полого корпуса 1 с крышками 2, имеющими впускное 3 и выпускное 4 окна и свечу 5 зажигания, внутри корпуса 1 помещены попарно связанные между собой лопасти 6,7 и 8,9, вращающиеся на соосных валах 10,11. Механизм преобразования движения лопастей состоит из солнечной шестерни 12, связанной с корпусом двигателя, рычагов 13, 14, каждый из которых связан с соответствующим валом лопастей, сателлитных шестерен 15-18 с кривошипами 19-22. Сателлитные шестерни 15-18 установлены в отверстиях водила 23, связанного с выходным валом 24, а кривошипы 19-22 связаны с соответствующим плечами рычагов 13,14 через оси 25-28 шатунами 29-32.

Роторно-лопастной двигатель работает следующим образом. В начальный момент лопасти 6-9, вращаясь по часовой стрелке, занимают положение, показанное на фиг.2. При этом в камерах между лопастями 6 и 9 закончился процесс всасывания рабочей смеси через окно 3; между лопастями 7 и 8 закончился процесс расширения рабочей смеси; между лопастями 7 и 9 закончился выпуск отработанных газов через окно 4; между лопастями 6 и 8 закончился процесс сжатия рабочей смеси.

В этот момент происходит воспламенение рабочей смеси в камере между лопастями 6 и 8 от свечи 5 зажигания. Давление воспламенившихся газов действует на лопасти 6 и 8 и посредством валов 10 и 11 передается на рычаги 13 и 14, через оси 25 и 26, шатуны 29 и 30 на кривошипы 19 и 20. В результате кривошипы 19 и 20 поворачивают сателлитные шестерни 15 и 16 вокруг осей последних. При этом сателлитные шестерни 15, 16 обкатывают солнечную шестерню 12 и вращают водило 23 и связанный с ним выходной вал 24. При вращении сателлитных шестерен 15, 16 вокруг собственных осей угол между плечами рычагов 13, 14, связанных с этими шестернями, увеличивается и, следовательно, увеличивается угол между лопастями 6 и 8 и лопастями 7 и 9, а углы между лопастями 6 и 9 и лопастями 7 и 8 уменьшаются. При этом в камерах между лопастями происходят следующие процессы: между лопастями 6 и 8 - расширение рабочей смеси; между лопастями 7 и 8 - выпуск отработанной смеси через окно 4; между лопастями 7 и 9 - всасывание свежей смеси через окно 3; между лопастями 6 и 9 - сжатие свежей смеси.

При повороте подвижных шестерен вокруг собственных осей на 180о лопасть 6 займет положение, занимаемое лопастью 8, лопасть 8 - положение, занимаемое лопастью 7, лопасть 7 - положение лопасти 9, а лопасть 9 - положение лопасти 6. В камерах между лопастями заканчиваются следующие процессы: 6,9 - сжатие свежей смеси; 6,8 - расширение рабочей смеси; 7,8- выпуск отработанных газов; 7,9 - выпуск свежей смеси.

В этот момент происходит воспламенение рабочей смеси от свечи 5 в камере между лопастями 6 и 9. Давление рабочей смеси действует на лопасти 6 и 9 и описанным выше способом приводит во вращение сателлитные шестерни, которые, обкатываясь вокруг солнечной шестерни 12, вращают водило 23 и связанный с ним выходной вал 24.

Таким образом, при работе двигателя происходит поочередное всасывание, сжатие, воспламенение и расширение рабочей смеси и выхлоп отработанных газов во всех четырех объемах, заключенных между лопастями.

При работе двигателя угол между соседними лопастями изменяется от некоторого минимального β1 до максимального β2.

Как видно на фиг.4, угол между лопастями становится минимальным (β1) , когда рычаг 13 занимает положение АА1, а рычаг 14 - положение DD1, и максимальным (β2 ) когда рычаг 13 займет положение ВВ1, а рычаг 14 - положение СС1.

Таким образом, угол раскрытия лопастей равен
α = β2 - β1 , где α - суммарный угол раскрытия лопастей.

Угол раскрытия каждой пары лопастей равен α /2.

Рассмотрим равнобедренный треугольник АОВ, опустим из вершины 0 на сторону АВ высоту ОМ. Тогда AO= AM/Sin ,
так, как АО = lp - длина плеча рычага; АМ = Rк - радиус кривошипа.

Rр= Rк/sin
Из треугольника МО1О по теореме Пифагора
MO1 = ,
так как 001 = l - межосевое расстояние между осью вращения водила и осью вращения подвижной шестерни;
МО1 = lш - длина шатуна, а из треугольника АОМ
OM = AM/tg или OM = Rк/ tg
lш =
Как следует из вышесказанного, для обеспечения заданного угла раскрытия лопастей α при заданных радиусе кривошипа Rк и межосевом расстоянии между осью вращения водила и осью вращения шестерне l длина каждого плеча рычага должна быть равна
lр= Rк/ sin , а длина шатунов должна равняться
lш = , где Rк - радиус кривошипа;
α - угол раскрытия лопастей.

Использование заявляемого изобретения упрощает реализацию в двигателе четырехкратного цикла, улучшается смесеобразование, повышается равномерность движения за счет более равномерного распределения нагрузок, повышаются удельные характеристики двигателя.

Формула изобретения

РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий полый корпус, лопасти, установленные на соосных валах и делящие полость корпуса на камеры переменного объема, а также механизм связи лопастей, включающий рычаги, жестко связанные с валами лопастей, и планетарную зубчатую передачу, состоящую из солнечной шестерни, жестко связанной с корпусом, и сателлитных шестерен, отличающийся тем, что по крайней мере две сателлитные шестерни установлены на водиле, связанном с выходным валом двигателя и с помощью кривошипно-шатунного механизма - с рычагами, причем соотношение чисел зубьев сателлитных и солнечной шестерен равно 1 : 2 n, где n - целое число, длины рычагов связаны с радиусами кривошипов и углом раскрытия лопастей соотношением

где lр - длина рычага;
Rк - радиус кривошипа;
- угол раскрытия лопастей,
а длины шатунов связаны с межосевым расстоянием l между осью вращения водила и осями вращения сателлитных шестерен, радиусом кривошипа и углом раскрытия лопастей соотношением

ИЗВЕЩЕНИЯ

MM4A - Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Извещение опубликовано: 27.08.2000БИ: 24/2000