РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(19)
RU
(11)
(13)
C1
(51) МПК
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: не действует (последнее изменение статуса: 02.07.2021)
Пошлина: учтена за 3 год с 19.02.2015 по 18.02.2016. Возможность восстановления: нет.

(21)(22) Заявка: 2013107076/11, 18.02.2013

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
18.02.2013

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 18.02.2013

(45) Опубликовано: 27.06.2014 Бюл. № 18

(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске: RU 2470204 C1, 20.12.2012. DE 2835973 A1, 21.02.1980. DE 19618248 C1, 16.10.1997

Адрес для переписки:
427622, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Кирова, 36, (филиал ИжГТУ), Ф.И. Плеханову

(72) Автор(ы):
Плеханов Федор Иванович (RU),
Абрамов Андрей Иванович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова" (RU)

(54) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным малонагруженным приводам. Передача содержит ведущее эксцентриковое водило (1), два сателлита (2) с внешними зубьями, неподвижное центральное колесо (3) с внутренними зубьями, ведомый вал (4) и механизм снятия движения с сателлитов, состоящий из двух безопорных дисков (6) с отверстиями, в которых установлены с натягом резиновые втулки (7, 8), пальцев (5) ведомого вала и пальцев (9) сателлитов. Одна половина резиновых втулок (7) посажена с натягом на пальцы сателлитов (9), вторая (8) - на пальцы (5) ведомого вала (4). Радиальное смещение каждого сателлита (2) на величину межосевого расстояния передачи обеспечивается суммированием деформации резиновых втулок (7), посаженных на пальцы (9) сателлитов, и радиальным перемещением безопорных дисков (6) за счет деформации резиновых втулок (8), посаженных на пальцы (5) ведомого вала. Установленные в отверстиях безопорных дисков (6) и на пальцах (9, 5) резиновые втулки (7, 8) в процессе передачи сил и движения демпфируют ударные нагрузки, снижая уровень шума. 2 ил.


Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, в частности в высокоскоростных малонагруженных приводах.

Известна планетарная передача с зубчатым или цевочным зацеплением колес, содержащая ведущее эксцентриковое водило, один или два сателлита, неподвижное центральное колесо, ведомый вал и механизм снятия движения с сателлитов, выполненный в виде пальцев ведомого вала и установленных на них цевок, расположенных свободно в отверстиях сателлитов (Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. М.-Л.: Машиностроение, 1966.-С. 260, рис.147, а) (прототип).

Недостатком этой конструкции является высокий уровень шума из-за наличия больших зазоров между цевками и сопрягаемыми с ними пальцами и сателлитами, что приводит к появлению ударных нагрузок при вращательном движении сателлитов.

Задача изобретения - снижение уровня шума.

Для этого в планетарной передаче, содержащей ведущее эксцентриковое водило, два сателлита, неподвижное центральное колесо, ведомый вал и механизм снятия движения с сателлитов, механизм снятия движения с сателлитов выполнен в виде двух безопорных дисков с отверстиями, резиновых втулок, пальцев ведомого вала и пальцев сателлитов; причем одна половина резиновых втулок установлена с натягом в отверстиях безопорных дисков и на пальцах сателлитов, вторая - в отверстиях безопорных дисков и на пальцах ведомого вала.

Снижение уровня шума достигается за счет выполнения механизма снятия движения с сателлитов в идее дисков, посаженных через резиновые втулки на пальцы ведомого вала и на пальцы сателлитов, что обеспечивает отсутствие зазоров между сопрягаемыми элементами и демпфирование ударных нагрузок при вращательном движении сателлитов.

На фиг. 1 приведен общий вид планетарной передачи в разрезе, на фиг. 2 - вид по А-А на фиг. 1.

Передача содержит ведущее эксцентриковое водило 1; два сателлита 2; неподвижное центральное колесо 3; ведомый вал 4 с жестко связанными с ним пальцами ведомого вала 5; два безопорных диска 6; резиновые втулки 7, 8; пальцы сателлитов 9; подшипники сателлитов 10; подшипники ведущего эксцентрикового водила 11; подшипник ведомого вала 12; крепежное кольцо 13; крышки 14 и 15.

Сателлит 2 выполнен с внешними зубьями, кольцевым пазом для расположения в нем безопорного диска 6, отверстиями для жесткого соединения с пальцами сателлита 9 и отверстиями для расположения пальцев ведомого вала 5, диаметр которых больше диаметра пальцев ведомого вала 5 не менее чем на два межосевых расстояния передачи aw. Неподвижное центральное колесо 3 выполнено с внутренними зубьями за одно целое с корпусом передачи.

Резиновые втулки 7, 8 установлены с натягом в отверстиях безопорного диска 6 и надеты с натягом на пальцы сателлитов 9 и пальцы ведомого вала 5. Пальцы сателлитов 9 жестко связаны с сателлитом 2, пальцы ведомого вала 5 жестко связаны с ведомым валом 4 и крепежным кольцом 13. Радиусы окружностей расположения центров отверстий безопорного диска 6 и сателлита 2, а также угловые шаги отверстий в этих деталях одинаковы.

Сборка планетарной передачи осуществляется в следующей последовательности.

Пальцы сателлитов 9 с посаженными на них с натягом резиновыми втулками 7 устанавливаются по плотной посадке в отверстиях сателлитов 2 и развальцовываются. Резиновые втулки 8 устанавливаются с натягом в отверстиях безопорных дисков 6, после чего безопорные диски 6 сажаются втулками 8 с натягом на пальцы ведомого вала 5. Сателлиты 2 сажаются на безопорные диски 6 так, что резиновые втулки 7 вставляются с натягом в отверстия безопорных дисков 6 (натяг увеличивает жесткость втулок и снижает люфт передачи). Ведущее эксцентриковое водило 1 вставляется в центральное отверстия сателлитов 2, затем на посадочные поверхности ведущего эксцентрикового водила 1 и сателлитов 2 устанавливаются подшипники сателлитов 10. На ведущее эксцентриковое водило 1 сажаются подшипники 11. Ведомый вал 4 сажается отверстиями одновременно на подшипник ведущего эксцентрикового водила 11 и на пальцы ведомого вала 5, которые после посадки на них крепежного кольца 13 развальцовываются. После этого блок сателлитов осевым перемещением вводится в зацепление с неподвижным центральным колесом 3. В крышку 14 вставляется подшипник ведомого вала 12, затем крышки 14, 15 устанавливаются в неподвижном центральном колесе 3 и одновременно сажаются на ведомый вал 4 и подшипник ведущего эксцентрикового водила 11.

Передача работает следующим образом.

Вращательное движение передается от ведущего эксцентрикового водила 1 посредством зацепления с неподвижным центральным колесом 3 сателлитам 2, от них через пальцы сателлитов 9 и резиновые втулки 7 безопорным дискам 6, а от них через резиновые втулки 8 и пальцы ведомого вала 5 ведомому валу 4. При этом радиальное смещение оси каждого сателлита 2 относительно оси передачи, равное межосевому расстоянию aw, складывается из смещения, вызванного вдавливанием пальцев сателлита 9 в резиновые втулки 7 на величину а1, и смещения, вызванного радиальным перемещением безопорного диска 6 на величину а2 в результате вдавливания пальцев ведомого вала 5 в резиновые втулки 8, то есть aw = а1 + а2.

Таким образом, сравнительно большое радиальное смещение сателлита aw обеспечивается двумя небольшими деформациями а1 и а2 резиновых втулок 7, 8 (а1 а2), что предотвращает быстрый выход их из строя при демпфировании ударных нагрузок и снижении уровня шума.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

1. Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. М.-Л.: Машиностроение, 1966.-С. 260, рис. 147, а (прототип).

Формула изобретения

Планетарная передача, содержащая ведущее эксцентриковое водило, два сателлита, неподвижное центральное колесо, ведомый вал и механизм снятия движения с сателлитов, отличающаяся тем, что механизм снятия движения с сателлитов выполнен в виде двух безопорных дисков с отверстиями, резиновых втулок, пальцев ведомого вала и пальцев сателлитов; причем одна половина резиновых втулок установлена с натягом в отверстиях безопорных дисков и на пальцах сателлитов, вторая - в отверстиях безопорных дисков и на пальцах ведомого вала.

ИЗВЕЩЕНИЯ

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 19.02.2016

Дата публикации: 20.10.2016